Храм Хатшепсут — несостоявшаяся гробница женщины-фараона

Храм Хатшепсут, возвышающийся в пустынной долине Дейр-эль-Бахри, входит в число наиболее выдающихся памятников древнеегипетской архитектуры. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь и сама полновластная повелительница Египта была фигурой известной и весьма незаурядной. Будучи дочерью фараона Тутмоса I, она практически сразу же после смерти отца вышла замуж за родного брата и стала одной из самых влиятельных личностей царского двора. К власти Хатшепсут пришла уже через несколько лет после замужества.

Вид на Храм Хатшепсут

Поначалу она была лишь регентшей 12-летнего Тутмоса III, но вооружившись поддержкой жрецов, очень быстро устранила юного фараона от трона и заняла его место. За время правления «первой среди благородных женщин» Египет вошел в период небывалого процветания и возвышения. Но из всех сфер, в которых проявила себя эта великая женщина, наибольшего внимания заслуживает именно строительная. Она не только восстановила множество разрушенных завоевателями памятников, но и построила несколько значимых религиозных сооружений. Одним из них является знаменитый скальный комплекс, расположенный недалеко от Луксора. О нем мы вам и расскажем.

Общие сведения

Храм царицы Хатшепсут, который местные жители называют Священнейший из священных или Джесер Джесеру, представляет собой грандиозное заупокойное святилище первой женщины-фараона, правившей Египтом в период Нового царства. Строительство этого уникального святилища, припавшего на вторую половину 15 века до н. э., длилось целых 9 лет (с 1482 по 1473 гг.). На сегодняшний день оно входит в состав Дейр-эль-Бахри, археологического комплекса заупокойных гробниц и храмов, разместившегося на западной стороне Нила, и находится под охраной государства.

Храм Хатшепсут вечером

Историческая справка

Рассматривая фото храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и сравнивая их со святилищем Ментухотепа, расположенным в той же долине, можно без труда заметить их очевидную схожесть. И продиктована она вовсе не отсутствием у местных зодчих таланта или фантазии. Заняв престол не по праву, прославленная правительница желала любыми путями подчеркнуть преемственность собственной власти от великих праотцов, вот и сделала Джесер Джесеру похожим на памятник, установленный в честь основоположника фиванской династии.

Строительство храма началось еще при жизни царицы. Руководство работами было поручено Сенмуту, выдающемуся архитектору, строителю первой египетской пирамиды, а также советнику Хатшепсут и воспитателю ее дочери Нефруры. К слову, именно он за несколько десятилетий до этого следил за строительством главного храмового прототипа. Возможно, еще и по этой причине оба строения схожи.

Согласно многочисленным историческим источникам храм Хатшепсут в Египете оставался во владении фараона вплоть до начала птолеемского периода. Позже сюда пришли племена коптов и организовали на месте заупокойного святилища небольшую православную церковь. Она просуществовала до середины 10 века, а затем постепенно пришла в запустение.

Статуя у входа в Храм Хатшепсут

Архитектура и внутреннее оформление

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, ширина фасада которого составляет не менее 40 м, высечен в скальной породе. Главной архитектурной особенностью этого монументального сооружения являются 3 расположенные друг над другом террасы, на каждой из которых размещался открытый двор, крытые помещения с пилястрами и спрятанные в глубине горы святилища. Связующим звеном, объединявшим ярусы в одно целое, стали так называемые пандусы. Это наклонные дороги, выполнявшие роль лестниц и разделявшие храм на 2 равнозначные части – южную и северную.

Раньше на этих террасах были посажены разнообразные растения и сооружены целые пруды. Сейчас от них не осталось и следа, впрочем, как и от огромных Т-образных бассейнов, а также огромного экзотического сада, разбитого перед самым входом в святилище. А вот белоснежная колоннада, выполненная из местных пород песчаника, сохранилась идеально. Своей стройностью и величием она напоминает еще более давние дорийские колонны.

Когда-то к пандусу храма Хатшепсут в Луксоре вела длинная аллея, начинавшаяся у самой пустыни на границе с возделанными полями. Начало дороги было отмечено величественным пилоном, а люди, шедшие по этому пути, могли наслаждаться видом миртовых деревьев, привезенных из Пунта, и скульптурных изображений сфинксов, олицетворявших бога Осириса в обличьи Хатшепсут.

Портики всех ярусов щедро украшены каменными рельефами и искусными росписями, посвященными тем или иным событиям. Рассмотрим каждый из них.

Нижняя терраса
Нижняя терраса храма Хатшепсут

Нижний этаж заупокойного храма царицы Хатшепсут в Луксоре обнесен мощной стеной и украшен громадными птичьими фигурами. В самом конце этого сооружения можно увидеть портик с 22 колоннами, посреди которого возвышались статуи львов и памятники самой царице, «позировавшей» как в обычном облегающем платье, так и в роскошном парадном одеянии.

Изображения, украшающие стены этого яруса, повествуют не только о проходивших здесь строительных работах и доставке каменных глыб по Нилу, но и о многочисленных военных походах и сражениях. Тут же пестреют изображения анаконд и соколов, являющихся воплощением Гора и Уаджета, главных хранителей обоих частей Египта.

Центральная терраса

Как видно на фото храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, портик среднего яруса состоит из 12-колонных залов и множества внутренних анфилад, уходящих в самую толщу скалы. Дверь, ведущая внутрь залов, выполнена из черной меди и инкрустирована драгоценными металлами, а в самих помещениях хранится немало предметов, представляющих не только материальную, но и историческую ценность.

Вид сверху на храм Хатшепсут

Рельефы этого этажа рассказывают о самых важных деяниях женщины-фараона, в том числе и о судьбоносном путешествии в Пунт (современный Сомали). Согласно информации, приведенной в официальных документах, снаряженная фараоном экспедиция была настолько масштабной и устрашающей, что жители острова практически без раздумий признали себя подданными Египта. События тех дней изображены с такой точностью и доскональностью, что даже сейчас в древних наскальных рисунках без труда просматриваются и флот египетской повелительницы, и особенности местного ландшафта, и фигуру царя, приносящего в дар Хатшепсут золотые украшения, благовония, ценные породы деревьев, шкуры животных и несколько десятков невольников.

Кроме того здесь можно увидеть сцены, посвященные божественному бракосочетанию бога Амона и царицы Яхмес, родителей знаменитой правительницы. Тут же находится несколько сфинксов и 2 просторных часовни, построенные в противоположных концах террасы. Одна из них посвящена проводнику в мир мертвых Анубису, вторая – Хатхор Иментет, которая в Древнем Египте считалась главным символом красоты, материнства, женственности и плодородия. Стены этой базилики разрисованы изображениями женщины-фараона, пьющей целебное молоко из вымени священной коровы, а капители колонн – золочеными ликами божества, обращенными в разные стороны.

Верхняя терраса
Верхняя терраса храма Хатшепсут

Верхний ярус храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (Луксор) служил для проведения главных религиозных ритуалов. На момент его основания вход в портик охраняли величественные статуи царицы, которые сопровождали посетителей и в многочисленных подземных залах. Их насчитывалось не менее 2 сотен. При этом каждый из представленных здесь памятников олицетворял правительницу в 3 разных образах – сфинкса, фараона и Осириса. Многие из этих статуй удалось восстановить. В настоящее время большинство из них было перевезено в музей «Метрополитен» в Нью-Йорке и музей Египта в Каире.

По обе стороны от центрального двора третьей террасы расположено 2 важных святилища – родителей фараона и Амона-Ра, считающиеся чуть ли не главной гордостью всего храмового комплекса. Венчал это сооружение гигантский портрет царицы, выполненный в виде сфинкса. К сожалению, после смерти Хатшепсут он был разрушен, но при ее жизни его можно было увидеть даже с кораблей, проплывающих по Нилу.

Что касается внутреннего убранства, оно изобилует присутствием золота, серебра, бронзы, алебастра, черного дерева и других ценных материалов, служивших для отделки полов и создания различных предметов интерьера.

Макет храма Хатшепсут

Экскурсии к храму

Посмотреть на храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри можно не только самостоятельно, но и в составе организованной экскурсионной группы. Типичная программа экскурсии из Хуркады включает в себя посещение нескольких интересных объектов.

  1. После просмотра шоу вас ожидает лодочная переправа через Нил и (при желании) посещение небольшого Бананового острова (за отдельную плату – около 10$).
  2. На противоположном берегу реки вы вновь садите в автобус и будете следовать к той части Луксора, которая называется «городом мертвых».
  3. Первой достопримечательностью этого места являются Колоссы Мемнона, 2 двадцатиметровые каменные изваяния, изображающие фараона Аменхотепа III.
  4. Затем автобус едет в Долину Цариц, на территории которой находится 79 гробниц с останками древнеегипетских правительниц и их детей.
  5. Для начала вы познакомитесь со знаменитым Карнакским комплексом, самым большим религиозным комплексом мира и величайшим сооружением Древнего Египта. Несколько столетий назад он был полностью погребен под песком. Раскопки начались только в 20 в. и продолжаются по наши дни. Каждый вечер в стенах храма проходит 60-минутное шоу «Звук и свет».
  6. Канарский комплекс
  7. После прогулки по этому сакральному месту вы посетите сам заупокойный храм Хатшепсут, Музей папируса, а также 2 «сувенирные» фабрики – алебастровую и парфюмерную.
  8. По окончанию программы автобус покидает долину Дейр-эль-Бахри и возвращается в Луксор.

Длительность тура составляет не менее 17,5 часов. Стоимость поездки стартует от 40$. Для детей действует скидка. Купить такую экскурсию можно тремя способами – у отельного гида, в турагентстве или через интернет.

Интересные факты

Храм Хатшепсут в Дель-эль-Бахри таит в себе еще множество загадок, большинство из которых, скорее всего, так и останется неразгаданными. А пока лучшие ученые мира ломают головы над тайнами этого сакрального места, приведем несколько фактов из того, что нам известно:

  1. Когда власть в стране вернулась к Тутмосу III, он сделал все для того, чтобы память о великой правительнице исчезла навсегда. В тот период в храме были стерты и уничтожены не только статуи и рельефные изображения женщины-фараона, но и наскальные надписи, содержащие любые упоминания ее имени. Основная часть скульптур была закопана недалеко от святилища и найдена во время очередных археологических раскопок.
  2. Примерно в то же время рядом с изображениями бога Ра появились лики великих целителей, а люди, уверившие в святость этого места, приходили исцеляться от самых разных болезней. Стены комплекса по сей день хранят мольбы о выздоровлении и избавлении от мучений.
  3. Фрески на стенах
  4. Богу Анубису в храме царицы Хатшепсут (Египет) посвящено целых 2 часовни – на нижнем и верхнем ярусе. Почему именно 2 достоверно неизвестно. Можно только догадываться, что таким способом царица решила подчеркнуть особую роль «стража весов» в жизни каждого человека.
  5. На стенах Джесер Джесеру нередко встречаются и портреты самого Сенмута, но чтобы их рассмотреть, нужно быть очень внимательным. Дело в том, что основная часть изображений расположена возле дверных проемов, поэтому они всякий раз оказываются скрытыми за открывшейся дверью.
  6. У известного египетского архитектора была еще одна довольно смелая задумка. Желая оставаться как можно ближе к созданному ним святилищу, он начал возводить собственную гробницу. Но так как терраса, на которую позарился зодчий, принадлежала верховному богу, Хатшепсут расценила это как посягательство на священную землю. Именно по этой причине работа над усыпальницей так и не была завершена.
  7. Несмотря на то, что храм Хатшепсут является заупокойным, сама царица была похоронена в огромной крипте, находящейся в непосредственной близости от этого места. В свое время ее даже пытались соединить со святилищем специальным подземным ходом, но существует ли он на самом деле так и осталось неизвестным.

Луксор за один день:

Автор: Ольга Шейко

Добавить комментарий