Храм Абу-Симбел — главный архитектурный шедевр Рамсеса ІІ

Обновлено: 11 Мар, 2020

Пещерный храм Абу-Симбел, состоящий из двух отдельно стоящих сооружений, можно назвать одной из самых известных и наиболее посещаемых достопримечательностей Египта. Громадные изваяния, выполненные из мелкозернистого песчаника, стали такими же символами этой страны, как и пирамиды, сфинкс или колоссы Мемнона.

Храм Абу-Симбел

Общие сведения

Абу-Симбел, жемчужина египетского зодчества, представляет собой скалу на западном берегу Нила, в толще которой высечено сразу два великих храма – Рамсеса II и его возлюбленной Нефертари. Находится эта важная египетская достопримечательность на территории Нубии, близ города Асуан.

Высота данной скалы достигает сотни метров. В иероглифических надписях ее называют то священной горой, то крепостью Рамзесополисом. Это позволяет утверждать, что в древности это место было обнесено мощным фортификационным укреплением.

В Европе о храме Рамсеса ІІ заговорили в начале 19 ст., когда в свет вышла книга Эдвард Уильям Лэйна «Описание Египта». На сегодняшний день храмовый комплекс в Абу-Симбеле включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и входит в число самых необычных памятников древнеегипетской культуры.

Читайте также: Храм в Карнаке — ансамбль монументальных сооружений в Египте.

История

Строительство храма Абу-Симбел в Египте началось в 1264 году до н. э. и продлилось 20 лет. В то время в Нубии возводили еще 6 подобных святилищ, которые должны были укрепить позиции египетской власти в этом регионе. После заката Нового царства городок оказался заброшенным, а сами строения стали покинутыми и никому не нужными.

Вход в храм Абу-Симбел

К тому моменту, когда в Африку пришли первые европейцы, оба храма были погребены под тоннами песка, принесенного с пустыни. Ситуация изменилась только в 1813 г., когда швейцарец  Жан-Луи Буркхард наткнулся на бордюр фасада Большого храма и рассказал о находке своему товарищу, итальянскому исследователю и археологу Джованни Бельзони. Только тогда ему так и не удалось откопать святилище и отыскать главный вход. Это произошло немного позже, в 1817 г., когда Бельзони вернулся в Египет с двумя своими соратниками – офицерами британского морского флота лейтенантом Ирби и капитаном Менгли. Втроем буквально за месяц они освободили от песков верхнюю часть портала и сумели попасть внутрь.

Следующая экспедиция, пребывавшая здесь с 1818 по 1819 гг., смогла вызволить южную статую и начать работу над его соседом. Тогда ученым удалось констатировать, что статуи Рамсеса сидят, а не стоят. К концу 20 ст. о красоте и величии Рамзесополиса заговорил весь мир. Здесь успели побывать многие знаменитые путешественники, но закончить великую миссию удалось только одному из них. Ним стал архитектор Алессандро Барсанти, работавший в Службе древностей Египта. Воспользовавшись подъемом воды, произошедшим при строительстве Первой Асуанской плотины, он полностью расчистил территорию храма и вызволил из песка все украшающие его скульптуры.

Храм Рамзеса II

Архитектура сооружения
Фараоны на входе в храм Абу-Симбел

Храм Рамзеса 2 в Абу-Симбеле, посвященный богу Амону-Ра, является монументальным сооружением, главными элементами которого считаются 4 огромные статуи. Одна из них изображает самого фараона, а 3 других – великих божеств, выступавших его главными покровителями, – Ра-Характи, Птаха и Амона. Каждое из этих изваяний облачено в царское платье и украшено двойной короной, олицетворяющей единое правление над Верхним и Нижним Египтом. Любопытно и то, что лица богов, присутствующих в этой композиции, имеют портретное сходство с Рамсесом. Таким способом он приравнивал себя к Богу.

Высота каждой фигуры составляет 20 м, так что они занимают практически весь фасад. К сожалению, одна из скульптур была повреждена при землетрясении, поэтому у нее сохранились только ноги. Правда, торс и голова все еще лежат у входа – на них можно посмотреть. Верхняя часть святилища украшена двумя десятками каменных бабуинов, молящихся восходящему солнцу, а у ног гигантских колоссов находится несколько небольших скульптур, изображающих жен и детей великого правителя.

Рассматривая фото Абу-Симбел, можно заметить еще одну интересную деталь. Речь идет о памятной стеле, установленной в честь бракосочетания фараона и Хаттусили II, закончившего войну между хеттами и египтянами.

Храм Абу-Симбел внутри

Внутренняя структура Большого храма состоит из 4 постепенно уменьшающихся залов и ряда боковых кладовых, в которых хранились дары для жертвоприношений. Первый зал, дополненный 8 колоннами, подчеркивающими связь Рамсеса ІІ с Осирисом, был открыт для всех слоев населения. Во второй допускались только люди благородного происхождения. В третий разрешалось водить только жрецам, а четвертый служил для личных нужд самого царя и его семьи.

Стены всех этих помещений покрыты фресками и священными текстами, рассказывающими о самых значимых событиях того времени. Солнца, нарисованные на потолках, подчеркивают силу царской власти, а кобры, «притаившиеся» ближе к полу, являются символом наказания за предательство правителя. Большая часть барельефов повествует о войне. Самым известным из них является изображение битвы при Кадеше. Здесь Рамсес 2 сидит на огромной колеснице и растягивает лук.

Полезно знать! Долина Царей — грандиозный некрополь в Египте, который стоит посетить каждому.

Игра света

Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле славится не только древней историей и наличием множества исторических артефактов, но и неимоверной игрой света, происходящей 2 раза в год – 22.02 (рождение фараона) и 22.10 (день его восхождения на престол). Как ни странно, но все остальное время помещения Рамзесополиса находятся в полумраке и только лишь в эти дни с первыми лучами солнца каменный лик фараона, Ра-Хорахте и Амона освещает ясным светом. Игра длится всего пару минут, но, как утверждают многочисленные туристы, лицо царя в это время озаряется улыбкой. Что касается четвертой фигуры, изображающей Птаха, она не освещается никогда. Птах – бог подземного мира и свет ему ни к чему, он всегда живет во тьме.

Статуи храма Абу-Симбел

Как же древнеегипетским архитекторам удалось добиться такого необычного оптического эффекта, тем более что вход в храм Рамзеса II всегда смотрел на восток? Им помогли звездочеты, которые 33 столетия тому назад участвовали в проектировании почти всех религиозных сооружений Египта.

Храм Нефертари Меренмут

Второй или Малый храм посвящен богине Хатхор и царице Нефертари, первой супруге Рамсеса II. Справа и слева от главного входа можно увидеть скульптуры, изображающие как самого правителя, так и «прекрасную спутницу», как называли царицу при жизни. Что интересно, все 6 статуй имеют примерно один и тот же размер – около 10 м. Для тех времен это был поистине беспрецедентный случай, ведь обычно скульптурные изображения жен и детей фараона едва доходили ему до колен.

Правда, малые фигуры здесь также имеют место, но они посвящены только отпрыскам семейства (двум принцам и двум принцессам). Каждое из этих монументальных каменных изваяний установлено в глубокую затененную нишу. Солнечные лучи, попадающие на их поверхность, создают необычную игру света и тени, которая лишь усиливает общее впечатление.

Храм Нефертари Меренмут

По сравнению с Большим храмом Рамсеса 2 в Абу-Симбеле фасад Малого святилища выглядит довольно скромно. Строение состоит из вырубленного в скале колонного зала и небольшого капища, разделенного на 3 ниши. В одной из них, центральной, установлена гигантская фигура священной коровы, олицетворяющей древнеегипетскую богиню Хатхор, и самого фараона, пребывающего под ее защитой. Изображения этого божества встречаются и на колоннах первого зала, благодаря чему его нередко называют хатхорическим. Здесь же можно увидеть надпись-посвящение,  подтверждающую факт происхождения этого уникального сооружения.

В целом, помещения Малого храма почти ничем не отличаются от Большого. Разница только в размерах (в этом все намного меньше) и тематике рисунков. Барельефы храма Нефертари выглядят более мирно. Большинство из них изображает сцены подношения даров различным древнеегипетским богам. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь богиня Хатхор считается чуть не самой позитивной во всем пантеоне и является символом женственности, любви, красоты и плодородия.

Храм Нефертари Меренмут внутри
Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы
Booking.com

Перенос храмов

На долю храмов Абу-Симбел в Египете выпало немало серьезных испытаний. Сначала они более 3 тыс. лет простояли в песках, а затем чуть было не оказались под водой. Дело в том, что после революционных событий 1952 г. на берегах реки Нил близ города Асуан решили строить плотину. Это, заурядное на первый взгляд, событие привело бы к затоплению местности, а значит – и к полному разрушению древних построек. На месте крепости Рамзесополис должно было образоваться огромное озеро, которое за пару-тройку столетий не оставило бы и следа ни от древних иероглифов, ни от величественных песчаных статуй.

Возможно, именно так бы все и произошло, если бы в 1959 г. несколько известных международных организаций не развернуло мощную социальную кампанию, направленную на спасение великого исторического наследия. Благодаря их действиям руины храма распилили на 1035 блоков и перевезли в другое место, расположенное на 2 сотни метров дальше и 66 м выше русла реки. Затем блоки просверлили, а в отверстия задули специальную смолу. Часть за частью, словно пазл, строения вновь собрали и накрыли колпаком. Сверху был насыпан холм, придавший этой картине законченный внешний вид. Если посмотреть на фото храма Абу-Симбел в туристических проспектах, может показаться, что они простояли тут всю свою жизнь.

Рисунок храма Абу-Симбел

Кампания по переносу конструкции продлилась 3 года, обошлась Египту в 40 млн. долларов и стала самой крупной инженерно-археологической операцией в мире. Ученые, изучавшие памятник во время работ, были поражены объемом и качеством знаний, которыми владели древние мастера. Эксперты установили, что линии фасадов обоих храмов Рамзеса II размещались параллельно расселинам в толще скалы. Это обеспечивало им дополнительную опору. Помимо всего прочего древние зодчие учли и природные качества грунта – каждый слой песчаника они скрепляли окисью железа, в силу чего все скульптуры идеально сохранились. Вдобавок ко всему это вещество обогащало цветовую палитру камня и окрашивало песчаник в разные оттенки.

На заметку: Мечеть в Каире, куда пускают женщин других вероисповеданий.

Экскурсии в Абу-Симбел

Если на другие достопримечательности этой страны еще можно посмотреть самостоятельно, то знакомство с храмом Рамзеса в Абу-Симбеле лучше проводить в составе организованной туристической группы. «Виной» тому служит полное отсутствие отелей, расположенных в непосредственной близости от этого места, и большие расстояния, преодолевать которые намного удобнее с профессиональным водителем, чем на арендованном автомобиле.

Туристы у входа в храм Абу-Симбел

Двухдневные туры из Хургады организовываются ежедневно. В программу  экскурсии входит посещение сразу нескольких интересных мест. Первой точкой маршрута является город Асуан. Его главным достопримечательностями считаются знаменитая Аусанская плотина, созданная инженерами из Советского Союза, и остров Филе, на территории которого находится древнейший храмовый комплекс Египта. На ночь путешественников размещают в уютной гостинице, а задолго до рассвета везут к храмам Абу Симбел. Назад в Хургаду вас привезут около 10 часов вечера.

Заказать такую экскурсию можно у гида в отеле, в турагентстве или через интернет. Стоимость поездки стартует от 175$. Для детей действуют скидки.

Интересные факты

Во время экскурсии вы узнаете немало интересных фактов о храме Абу-Симбел в Египте. Вот лишь несколько из них:

  1. Очевидцы утверждают, что каждый день на рассвете гигантские изваяния, установленные у входа в святилище, издают громкие звуки, напоминающие человеческий стон. Местные жители верят, что это древние божества плачут по своим сыновьям. А вот ученые нашли этому явлению совсем иное объяснение. Дело в том, что с восходом солнца разница между температурой песчаника и показателями окружающей среды становится особенно заметной. Это способствует тому, что частички породы, передвигающиеся в небольших трещинах, начинают скрежетать (так называемый эффект арфы).
  2. Статуи-гиганты можно увидеть даже с большого расстояния. Не забудьте проверить этот факт, отправившись на экскурсию.
  3. Вид на храм Абу-Симбел
  4. Название этой достопримечательности возникло задолго до ее строительства. Изначально этим именем называли не сам храм, а скалу, в толще которой он, собственно, и возник. Термин придумали моряки – они считали, что гора напоминает хлебную меру, и именовали ее не иначе как «отец хлеба» или «отец колосьев».
  5. Почитав историю Древнего Египта, можно заметить, что храм Нефертари Меренмут стал вторым святилищем, посвященным царственной особе женского пола. Первым был храм Нефертити, построенный Эхнатоном в честь знаменитой жены.
  6. В небольшом углублении над порталом Рамзесополиса можно увидеть голову сокола, удерживающего диск Ра-Хорахти, бога восходящего солнца. С левой стороны от него виднеется жезл с головой пса Усера, а с правой – то, что сохранилось от статуи богини Маат. Если соединить имена всех этих божеств, получится имя великого фараона.
  7. Колоссы, установленные при входе в храм, выглядят вполне спокойно – их торсы обнажены, ноги стоят на земле, а руки лежат на бедрах. На самом же деле такая поза была выбрана отнюдь не случайно. Она подчеркивала силу Рамсеса ІІ и внушала народам Нубии страх и уважение. К тому же на рассвете они окрашивались в ярко-бурый цвет, который создавал яркий контраст с темными тенями и делал фигуры еще более устрашающими.
  8. Храм Абу-Симбел, который ныне считается одним из главных достояний Египта, стал настоящим разочарованием для своих первооткрывателей. А все потому, что в его залах не оказалось ни золота, ни драгоценных камней – лишь наскальные рисунки и цветные арабески.
  9. Фрески в храме Абу-Симбел
  10. Раздумывая над тем, как спасти комплекс от затопления, ученые предлагали погрузить его под воду и накрыть прозрачным куполом-аквариумом. В этом случае посмотреть на знаменитую достопримечательность можно было бы не только сверху, но и внутри. Для этого планировалось соорудить специальные смотровые площадки и особые лифты, спускающие посетителей под воду. К счастью, этой идее так и не суждено было воплотиться в жизнь.
  11. Во время переноса этого сооружения было сделано более 5 тыс. разрезов. Работы не прекращались даже ночью, а все манипуляции производились вручную.
  12. Тайны храма Абу-Симбел в Египте:

    Автор: Ольга Шейко

Добавить комментарий