Пантеон – величественная достопримечательность Парижа
Обновлено: 28 Окт, 2023
Пантеон, Париж – этот исторический памятник входит в список обязательных к посещению достопримечательностей столицы Франции. Величественное сооружение в центре Латинского квартала, представляющее собой яркий образец французского неоклассицизма, стало усыпальницей выдающихся граждан страны. Но это далеко не всё, чем известен Пантеон.
Историческая справка
История появления и существования многих архитектурных памятников Франции насыщена, увлекательна, а иногда довольно сумбурна и полна метаморфоз. Всё это касается и Пантеона, который строился как собор Святой Женевьевы.
В 1744 году Людовик ХV тяжело заболел и молился с просьбой о выздоровлении к Святой Женевьеве, покровительнице Парижа. При этом король пообещал, что в благодарность за избавление от болезни построит в честь защитницы всех страждущих новый храм.
Людовик ХV чудом выздоровел, но о своём обещании вспомнил лишь спустя 11 лет. Новую церковь он решил построить в старинном аббатстве Святой Женевьевы, в котором хранили раку с её мощами.
Составить проект король приказал молодому архитектору Жаку-Жермену Суффло.
В сентябре 1764 года начались строительные работы, причём первый камень закладывал сам Людовик ХV. Из-за недостатка финансов и ошибок в инженерных расчётах работы шли не так быстро, как планировалось. Собор Святой Женевьевы был построен лишь в 1789 году.
Ни Людовик ХV, ни архитектор Жак-Жермен Суффло так его и не увидели– они умерли раньше, чем закончилось строительство.
На протяжении всего ХIХ века при сменах политических режимов менялись и функции здания, изначально построенного как собор Святой Женевьевы.
- Первый поворотный момент в истории сооружения произошёл во время Революции. В апреле 1791 года из церкви просто на улицу вышвырнули мощи Святой Женевьевы. Само здание преобразовали в Пантеон – национальный некрополь Великих людей. Первым, кого захоронили в этом мавзолее, был революционер граф Оноре Мирабо.
- В 1806 году Наполеон Бонапарт возвратил постройку католической церкви. Но при этом он сохранил склеп, чтобы хоронить там сановников и «людей, прославившихся талантами, геройством или отвагой».
- При Людовике ХVIII, вплоть до 1824 года, здание реставрировали и продолжали отделывать как церковь.
- После Июльской революции 1830 года возобновил свою функцию Пантеон.
- В декабре 1851 года, с приходом Второй Империи, здание снова стало религиозным и даже было названо Храмом Человечества.
- Во времена Третьей республики, в 1885 году, сооружение навсегда вернуло себе роль Пантеона.
Каждый год у этого исторического памятника проходит крупная выставка. Кроме того, там регулярно проводят конференции и школьные семинары. Конечно, Пантеон – знаковая достопримечательность Парижа, посмотреть которую приходят многие туристы.
Архитектура и дизайн
Пантеон во Франции входит в число самых ярких примеров неоклассической архитектуры, хотя и сочетает несколько стилей: готический, классический, греко-римский. Суффло выбрал для церкви Жак-Жермен архитектуру, совмещавшую план византийского креста, фасад с греческими колонными портиками и тройной римский купол.
План сооружения – не очень точной формы греческий крест, так как неф слегка удлинён в западно-восточном направлении благодаря колонным портикам. Классические столбы средокрестия заменены кресчатыми пилонами, из-за чего центральное пространство визуально расширилось. Боковые нефы имеют по два яруса, на верхних установлены большие окна-арки.
Произведения, помещённые на главном фасаде и в основном нефе сооружения, впечатляюще разнообразны. Это барельефы, навесные полотна, фрески, скульптурные группы, гобелены, витрины.
Основным украшением фасада стал портик с коринфскими колоннами и фронтон треугольной формы, созданный д’Анже. В центральной части фронтона помещено изображение Родины. Слева от неё – фигуры учёных, философов, писателей, художников. Справа – изображение Наполеона Бонапарта и других известных личностей Франции.
Внутри храм окрашен очень светлой краской. В 1877 году на стенах появились полотна известного мастера де-Шаванна и других художников. Основная тема этих произведений: добродетели Святой Женевьевы.
Главные достопримечательности Пантеона
Есть внутри Пантеона в Париже достопримечательности, которые называют «обязательными к просмотру».
В Пантеоне покоится более 80-и человек. Могилы находятся крипте, куда ведёт расположенная за алтарём лестница.
На входе в мавзолей высечена эпитафия «Великим людям от благодарного Отечества». В основе признания «Великим человеком» лежит приверженность основным ценностям Французской Республики, таким как свобода, справедливость, равенство, мир и толерантность.
Первым, кого похоронили в национальной усыпальнице, был Оноре Мирабо – известный революционер и талантливый оратор. Это произошло в 1791 году, но уже через 3 года его прах вынесли на обычное кладбище. После этого события французы стали более обдуманно относиться к выбору кандидатов для захоронения в национальном некрополе.
Философы Вольтер и Руссо, выдающиеся представители эпохи Просвещения, вошли в Пантеон в 1791 и 1794 годах соответственно. В мавзолее похоронены такие известные личности, как писатель Виктор Гюго, борец против рабства Виктор Шёльшер его отец Марк Шёльшер, гуманист Анри Грегуар, разработчик шрифта для слепых Луи Брайль, погибший в результате покушения президент Франции Сади Карно, путешественник и первооткрыватель Луи де Бугенвиль. Последний приют нашёл там и Суффло, спроектировавший церковь Сент-Женевьев.
Женщин, нашедших вечный покой в Пантеоне, очень мало. Первой была Софи Бертло, которая умерла через пару часов после своего мужа, известного химика. Марселена решили захоронить в Пантеоне, и Софи удостоилась такой же чести «за свою супружескую добродетель». Это произошло в 1907 году.
Только в 1995 году в национальном мавзолее была захоронена вторая женщина – физик Мария Кюри. Её прах торжественно перенесли с места прежнего захоронения.
Кроме того, в Пантеоне увековечены имена нескольких женщин, останки которых родственники отказались туда переносить. В мавзолее помещена только горстка земли с их могил. Это участницы Сопротивления Женевьева де Голль-Антоньоз и Жермен Тиллион, а также политик Симона Вейль. Совсем недавно, в 2021 году символический кенотаф установили в честь Жозефины Бейкер – танцовщицы и актрисы, участвовавшей в движении за гражданские права чернокожих.
В 1911 году в Пантеоне, на месте бывшего алтаря, установили гипсовый монумент высотой 6,4 метра и длиной 9,6 метров. Памятник был создан по проекту художника Франсуа-Леона Сикара, причём для завершения этой работы автору потребовалось почти 4 года.
Главным элементом скульптурного произведения является аллегорическое изображение Республики, расположенное над надписью «Живи свободным или умри». Остальные фигуры выполнены в более реалистичном стиле. Слева изображены принимающие присягу депутаты, справа – генерал Хош верхом на лошади и солдаты-республиканцы.
В этом памятнике проявляется культ Отечества, чести, свободы. Его основная функция не эстетическая, его главное послание – подтвердить ценности Первой республики.
В марте 1851 года по желанию Луи Бонапарта в Пантеоне прошёл показ научного исследования. Его проводили физик Леон Фуко и инженер Гюстав Фроман.
Они подвесили к куполу маятник: стальной канат длиной 67 метров со свинцовым шаром, который весил 28 килограммов. Под маятником располагалось круговое ограждение диаметром 6 метров, по краю которого был насыпан песок. Во время движения маятник пересекал дорожку из песка и делал на ней отметки. За час плоскость движений маятника повернулась более чем на 11°, а приблизительно за 32 часа она делает полный оборот и занимает исходное положение. Этот эксперимент позволял визуализировать объяснения Фуко по поводу того, что Земля находится в постоянном движении.
С 2015 года под куполом Пантеона висит действующая копия маятника, названная в честь физика Фуко.
Над куполом Пантеона располагается смотровая терраса, предоставляющая круговой обзор Парижа. Перед туристами, поднявшимися на 206 ступенек, открываются захватывающие уникальные виды на величайшие памятники столицы Франции: Эйфелеву башню, собор Парижской Богоматери, башню Монпарнас, Триумфальную арку, базилику Сакре-Кер.
Самые красивые и необычные фото Парижа получаются с Пантеона, вернее, с его смотровой площадки.
Практическая информация
- Адрес, по которому находится достопримечательность: Pl. du Pantheon, 75005 Pfris, Франция.
- Сайт: www.paris-pantheon.fr/en
- Пантеон, в том числе и обзорная площадка, открыты для посещений ежедневно. Время работы: с 1 апреля до конца сентября – с 10:00 до 18:30, с октября до конца марта – с 10:00 до 18:00.
- Цена билета – 11,5 евро. Бесплатный вход для детей до 18-и лет и людей с ограниченными возможностями. В первое воскресенье января, февраля марта, ноября и декабря вход бесплатный для всех желающих.
- Аудиогид предоставляется за дополнительную плату в 3 евро. Доступен на 11 языках.
Интересные факты
- Через год после начала строительства церкви Сент-Женевьев художник Пьер-Антуан Демаши написал картину для её фасада. Живописец изобразил момент заложения первого камня королём Людовиком ХV, причём портал церкви он нарисовал в натуральную величину.
- Во время Великой французской революции большую часть окон Пантеона заложили кирпичами. Революционеры решили, что в усыпальнице не должно быть слишком светло.
- В 2005 году в склеп проникли «культурные партизаны» – участники организации Untergunther. Их целью было отремонтировать уже полвека не работавшие часы, с чем они прекрасно справились. Руководство Пантеона не оценило такой поступок и подало на «культурных партизан» в суд, но дело проиграло.
- Во время последней реставрации Пантеона, в 1999-м году, художник и фотограф JR запустил проект Ab Pantheon. В ходе проекта собрали 4160 чёрно-белых фотопортретов людей разного возраста и создали из них мозаику-коллаж на 3000 м² брезента. Вплоть до 2015 года этим брезентом были окутаны барабан купола и половина нефа, что позволяло привлекать внимание инвесторов для финансирования заключительного этапа работ.
- С 1790 до 1889 года, то есть, до постройки Эйфелевой башни, Пантеон (Париж) был самым высоким сооружением столицы Франции.
Видео тур по Пантеону. Посмотрите обязательно!
Автор: Ирина Ковалёва